Преступление и наказание
/ Меню / Вверх /
Часть пятая.
Лужин, поднявшись с постели на
следующее утро, пытается смириться с мыслью о разрыве с Дуней. Его злит
то, что вчера он сообщил о неудаче своему приятелю Лебезятникову и тот
над ним посмеивается. Раздражают его и другие неприятности: кончились
ничем его хлопоты по одному делу в сенате, хозяин снятой им квартиры
требует выплаты неустойки в полном размере, в мебельном магазине не
хотят возвращать задаток. Все это усиливает ненависть Лужина к
Раскольникову. Он жалеет о том, что не давал денег Дуне и ее матери -
ведь в этом случае они чувствовали бы себя обязанными перед ним. Лужин
вспоминает, что его приглашали на поминки Мармеладова. Он узнает, что
там будет и Раскольников.
Лужин презирает и ненавидит Лебезятникова,
своего бывшего питомца, у которого остановился, разузнав о нем еще в
провинции, что он прогрессист из самых передовых и вроде бы играет
важную роль в каких-то кружках. Лужин слыхал о каких-то прогрессистах,
нигилистах, обличителях и проч., существующих в столице. А он больше
всего боится обличения. Поэтому, направляясь в Петербург, Лужин
решил быстренько разузнать, что да как, и при необходимости на всякий
случай сблизиться с “молодыми поколениями нашими”. И в этом ему должен
был помочь Андрей Семенович Лебезятников, хотя он оказался человеком
“пошленьким и простоватым”. Это один из тех многочисленных пошляков,
недоучившихся самодуров, которые присасываются к каждой модной идее,
превращая ее в карикатуру, хотя и служат ей искренно. Лебезятников тоже
испытывает неприязнь к своему бывшему опекуну, хотя и заводит порой с
ним разговоры о всяких “прогрессивных” вещах. Он собирается устроить
коммуну, в которую намерен вовлечь и Соню, которую когда-то сам и выжил
из квартиры. А пока что он “продолжает развивать” Соню и удивляется
тому, что она с ним как-то боязливо целомудренна и стыдлива”.
Воспользовавшись тем, что зашел
разговор о Соне, Лужин просит Лебезятникова позвать ее к нему в
комнату. Та приходит, и Лужин вручает ей для вдовы десять рублей.
Лебезятников восхищен его поступком.
Гордость бедных и тщеславие заставили
Катерину Ивановну потратить чуть ли не половину полученных от
Раскольникова денег на поминки. В приготовлениях принимает активное
участие Амалия Ивановна, квартирная хозяйка, с которой прежде Катерина
Ивановна враждовала. К неудовольствию Катерины Ивановны, из всех
“солидных” лиц, ею приглашенных, ни один не явился. Нет Лужина и даже
Лебезятникова. Приходит Раскольников. Катерина Ивановна очень ему рада.
Соня приносит извинения от имени Лужина. Катерина Ивановна очень
возбуждена, говорит не переставая, кашляет кровью, близка к истерике.
Соня боится, что все это плохо кончится. Так и происходит - вспыхивает
ссора между Катериной Ивановной и квартирной хозяйкой.
В разгар скандала является Лужин. Он
утверждает, что с его стола исчезло сто рублей, когда в комнате была
Соня. Девушка говорит, что он сам дал ей десять рублей, а больше она
ничего не брала. Лужин требует позвать полицию. Катерина Ивановна
бросается на защиту Сони, выворачивает карманы ее платья, желая
показать, что там ничего нет. На пол падает сторублевая банкнота.
Катерина Ивановна кричит, что Соня неспособна на кражу, обращается за
защитой к Раскольникову, плачет. Лужину этого достаточно - он публично прощает Соню.
Появившийся в этот момент Лебезятников опровергает обвинение Лужина:
он сам видел, как Лужин тихонько сунул банкноту в карман Соне. Он
подумал тогда, что Лужин делает это из благородства, чтобы избежать
слов благодарности. Лебезятников готов поклясться перед полицейскими,
только не поймет, зачем Лужин совершил такой низкий поступок. “Я могу
объяснить!” - заявляет Раскольников. Он сообщает, что Лужин сватался к
его сестре, в день приезда поссорился с ним, Раскольниковым, и случайно
увидел, как он дал денег Катерине Ивановне. Чтобы поссорить Родиона с
матерью и сестрой, Лужин написал им, что он отдал Соне их последние
деньги, причем намекнул на какую-то связь между ним и Соней. Истина
была восстановлена, Лужина прогнали. Если бы сейчас Лужин убедил всех в
том, что Соня - воровка, то этим самым он доказал бы матери и сестре
Раскольникова справедливость своих подозрений. В общем, он хотел
рассорить Раскольникова с его родными. Соня растеряна, не сводит глаз с
Раскольникова, видя в нем защитника. Лужин ищет выход в наглости. Он
намерен подать в суд, он найдет управу на “безбожников, возмутителей и
вольнодумцев”! С этим Лужин исчезает. У Сони начинается истерика, она с
плачем бежит домой. Амалия Ивановна гонит вдову Мармеладова из
квартиры. Пьяные жильцы буянят. Раскольников идет к Соне.
Раскольников чувствует: “он должен”
сказать Соне, кто убил Лизавету, и предчувствует страшное мучение,
которое будет результатов этого признания. Он колеблется и боится, но
сознает “свое бессилие перед необходимостью” сказать все. Раскольников
задает вопрос Соне: как бы она поступила, если бы ей нужно было решить,
умереть ли Лужину или Катерине Ивановне? Соня отвечает: она
предчувствовала, что Родион задаст ей такой вопрос. Она не знает
Божьего промысла, она не судья и не ей решать, кому ясвть, а кому не
жить. Она просит Раскольникова говорить прямо. Тот признается
в намеренном убийстве старухи и нечаянном убийстве Лизаветы.
“Что вы это над собой сделали! ...Нет тебя несчастнее никого теперь в
целом свете!” - с отчаянием кричит Соня, обнимая Раскольникова. Она
пойдет вместе с Родионом на каторгу! Но вдруг Соня понимает, что
раскольников еще не до конца осознал тяжесть того, что он совершил. Она
расспрашивает о подробностях преступления. “...Я хотел Наполеоном
сделаться, оттого и убил...” - говорит Раскольников. Наполеону и в
голову бы не пришло задумываться над тем, убивать старушку или нет,
если бы это ему было нужно. Он, Раскольников, убил всего лишь вошь,
бесполезную, гадкую, зловредную. Нет, опровергает он сам себя, не вошь,
но он захотел осмелиться и убил... Главное, что толкнуло
Расколъникова на убийство, он объясняет так: “Мне надо было узнать...
вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею...
Черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел
я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!..
Разве я старушонку убил? Я себя убил!.. Что теперь делать?..” -
обращается Раскольников к Соне. Та отвечает ему, что он должен выйти на
перекресток, поцеловать землю, которую он осквернил убийством,
поклониться на все четыре стороны и сказать всем вслух: “Я убил!”
Раскольников должен принять страдание и искупить им свою вину. Но он не
хочет каяться перед людьми, которые “миллионами людей изводят, да еще
за добродетель почитают... Они плуты и подлецы... ничего не поймут...”.
“Я еще поборюсь, - говорит Раскольников. - Может, я еще человек,
а не вошь и поторопился себя осудить... Я им не дамся”. И тут же он
спрашивает Соню, будет ли она к нему ходить в острог. Та хочет дать ему
свой нательный крест, он не берет, говорит: “Лучше потом”. В комнату
заглядывает Лебезятников. Он сообщает, что Катерина Ивановна не в себе:
она ходила к бывшему начальнику своего мужа, устроила там скандал,
пришла домой, бьет детей, шьет им какие-то шапочки, собирается вывести
их на улицу, ходить по дворам и колотить в таз, вместо музыки, а дети
будут петь и плясать... Соня убегает, за нею выходят Раскольников и
Лебезятников.
Раскольников идет в свою каморку. Он
ругает себя за то, что ходил к Соне и своим признанием сделал ее
несчастной. Приходит Дуня. Разумихин рассказал ей о безосновательных
подозрениях следователя. Дуня уверяет брата, что она готова отдать ему
всю свою жизнь, пусть только позовет ее. Родион хвалит Разумихина как
“человека честного и способного сильно любить” и говорит сестре:
“Прощай”. Дуня уходит в тревоге. Раскольников выходит из дома. На него
наваливается тоска, предчувствие долгих лет, наполненных этой тоской.
Раскольникова окликают - это Лебезятников. Он сообщает, что Катерина
Ивановна ходит по улицам, бьет в сковороду и заставляет детей петь и
плясать. Те плачут. Соня безуспешно пытается увести ее домой. Молодые
люди додходят к небольшой толпе зевак, глазеющих на странное зрелище.
Катерина Ивановна в полном исступлении, бьет детей, кричит на зрителей,
пытается петь, кашляет, плачет... Какой-то господин подает ей три
рубля. Подходит городовой, требует “не безобразничать”. Дети убегают,
Катерина Ивановна с криками и плачем бросается за ними, спотыкается и
падает, у нее открывается горловое кровотечение. Ее несут к Соне. В
комнате собираются люди, и среди них - Свидригайлов. Катерина
Ивановна
в бреду. Умирает. Свидригайлов предлагает оплатить похороны, устроить
детей в приют и на каждого положить в банк по тысяче пятьсот рублей до
совершеннолетия. Он собирается “вытащить из омута” и Соню. Из речей
Свидригайлова Раскольников понимает, что тот слышал его разговор с
Соней. Свидригайлов и сам этого не отрицает. “Ведь я сказал, что мы
сойдемся”, - говорит он Раскольнпкову.
/ Меню / Вверх /