Преступление и наказание
/ Меню / Вверх /
Часть третья.
Очнувшись, Раскольников объявляет, что
выгнал Лужина, требует от Дуни, чтобы она ему отказала. Он не принимает
ее жертвы. “Или я, или Лужин!” - говорит Родион. Разумихин успокаивает
его мать и сестру, объясняя все его нездоровьем, просит их уйти, а он
будет ухаживать за больным и сообщать им о его состоянии. Он с первого
взгляда влюбляется в Дуню, полон восторга, сначала даже пугает ее своей
эксцентричностью. “Он соглядатай и спекулянт... он дурак, - говорит он
Дуне о ее женихе. - Ну, пара ли он вам?” Дуня проникается полным
доверием к Разумихину, успокаивает расстроенную мать. Разумихин
провожает мать и сестру Раскольникова в гостиницу, идет к
Раскольникову, оттуда снова к Дуне и ее матери, приведя с собой и
медика Зосимова. Тот говорит женщинам, что у Раскольникова есть
признаки мономании, но их приезд поможет ему.
Проснувшись утром, Разумихин ругает себя
за вчерашнее поведение - ведь он был после новоселья, нетрезв. Он
тщательно одевается и идет в гостиниду, где рассказывает матери и
сестре Раскольникова, какие события последнего года привели, по мнению
Разумихина, Родиона к заболеванию. Мать Раскольникова говорит, что
Лужин не встретил ее и Дуню на вокзале, как обещал, а послал лакея,
который и довез их до гостиницы. Сам он должен был прийти сегодня
утром, но вместо этого прислал записку. Разумихин читает записку: Лужин
пишет, что Родион Романович грубо обидел его, а потому он не хочет его
видеть, когда придет к ним вечером. Лужин сообщает также, что видел
Родиона “в квартире одного, разбитого лошадьми, пьяницы, от сего
умершего, дочери которого, девице отъявленного поведения, выдал вчера
до двадцати пяти рублей, под предлогом похорон...”. Дуня решает, что
Родион должен прийти к ним.
Но сначала они идут к Родиону и застают у
него Зосимова. Родион бледен и угрюм”. Он рассказывает о Мармеладове, о
его вдове, о детях, о Соне, о том, почему он отдал им деньги. Мать
Родиона - Пульхерия Александровна - говорит о скоропостижной смерти
жены Свидригайлова Марфы Петровны, по слухам, от мужниных побоев.
Раскольников вспоминает покойную дочь квартирной хозяйки, на которой
собирался жениться, потом снова заговаривает о женихе Дуни. “Или я, или
Лужин”, - повторяет он. Дуня говорит ему в ответ, что не выйдет замуж
за Лужина, если он не достоин уважения, а достоин он его или нет -
станет ясно сегодня вечером. Дуня показывает брату письмо жениха и
просит его присутствовать обязательно при их встрече.
Неожиданно в комнату входит Соня
Мармеладова. Она приглашает Раскольникова на отпевание и поминки. Он
обещает прийти и знакомит Соню со своей матерью и сестрой. Дуня и
Пульхерия Александровна уходят, пригласив Разумихина к себе на обед.
Раскольников рассказывает Разумихину, что у убитой старухи был и его
заклад - часы, доставшиеся от отца, и колечко, подарок Дуни. Он боится,
как бы они не пропали. Не обратиться ли ему к Порфирию Петровичу?
Разумихин отвечает, что, конечно, обратиться, он будет рад
познакомиться с Родионом. Все трое выходят из дома. Раскольников просит
у Сони Мармеладовой ее адрес, и она уходит в ужасе, что он увидит, как она
живет. Между тем за ней следит какой-то хорошо одетый господин. Он
незаметно провожает Соню до самых дверей ее комнаты и там заговаривает
с ней. Они, оказывается, соседи - он живет неподалеку, недавно приехал
в город.
Разумихин и Раскольников идут к Порфирию.
У Раскольникова бьется в мозгу одна мысль: “Важнее всего, знает
Порфирий или не знает, что я вчера... в квартире был... и про кровь
спрашивал? В один миг надо это узнать, с первого шагу, как войду, по
лицу узнать...” Он придумывает хитрость
- заводит шутливый разговор с Разумихиным, намекая на его отношение к
Дуне. Тот конфузится, Родион хохочет и так, смеясь, входит к Пор-фирию
Петровичу. Он все хохочет и хохочет, стараясь, чтобы его смех звучал
натурально, а Разумихин вполне искренно сердится и нечаянно задевает
стоящий на столике стакан с чаем. Тот падает. “Да зачем же стулья-то
ломать, господа, казне ведь убыток!” - весело закричал Порфирий
Петрович. Тут Раскольников замечает сидящего в углу Заметова. Это
кажется ему подозрительным.
Разговор идет о заложенных вещах.
Раскольникову кажется, что Порфирий Петрович “знает”. Заговаривают о
преступлении как таковом. Разумихин не согласен с социалистами,
объясняющими преступление исключительно социальными причинами - якобы
стоит придумать нормальное общество, как преступность исчезнет.
Порфирий Петрович упоминает статью Раскольникова “О преступлении”,
опубликованную в газете. Раскольников не знал о публикации, он написал
эту статью полгода назад. Статья посвящена психологическому состоянию
преступника в процессе преступления. Порфирий Петрович утверждает, что
Раскольников в статье намекает на то, что есть люди, которые имеют
полное право совершать преступление и для них закон не писан. Это
искажение идеи Раскольникова.
По его мнению, все неординарные люди,
способные сказать что-нибудь новое, непременно должны быть, по природе
своей, в той или иной мере преступниками. Люди делятся вообще ва два
разряда: на низший (обыкновенный), являющийся материалом для
воспроизводства себе подобных, и настоящих людей, то есть тех, кто
способен сказать новое слово. Если такому человеку надо, для
своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он может
себе сам, по совести, дать разрешение перешагнуть через кровь. Первый
разряд - консервативные люди, склонные к послушанию. Те, кто относится
ко второму, все преступают закон, они - разрушители или склонны к тому,
в зависимости от способностей. Первый разряд - господин настоящего,
второй - господин будущего. Первые сохраняют человечество и приумножают
его численно, а вторые двигают его и ведут к цели.
Порфирий Петрович интересуется: “Чем же...
отличить этих необыкновенных от обыкновенных?” Раскольников считает,
что ошибиться могут только люди первого разряда. Многие их них искренне
считаю себя передовыми людьми, “разрушителями”. Действительно же новых
людей они часто не замечают и даже презирают. Но таких новых людей
рождается очень мало. Разумихин возмущен тем, что Раскольников считает,
что человек может сам себе позволить пролить кровь. По мнению
Разумихина, это “разрешение крови по совести... страшнее, чем
официальное разрешение кровь проливать, законное...”.
Порфирий Петрович спрашивает: а что, если
какой-нибудь обыкновенный юноша вообразит себя Ликургом или Магометом и
примется устранять все препятствия? И Раскольников, когда писал свою
статью, неужели не считал себя, хоть капельку, тоже человеком
“необыкновенным” и говорящим новое слово? “Очень может быть”, -
отвечает Раскольников. Неужели Раскольников из-за каких-нибудь неудач
или еще чего-либо ради всего человечества тоже решился бы убить и
ограбить? - не отстает Порфирий Петрович и подмигивает Раскольникову.
“Если я и перешагнул, то уж, конечно бы, вам не сказал” - отвечает
Раскольников и прибавляет, что Магометом или Наполеоном он себя не
считает. “Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?”
- возражает Порфирий Петрович. “Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу
Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?” - говорит вдруг
Заметов. Мрачный Раскольников собирается уходить, договаривается со
следователем, что зайдет к нему завтра. Порфирий Петрович напоследок
пытается запутать своими вопросами Раскольникова, якобы перепутав день
убийства с тем днем, когда Раскольников относил часы ростовщице.
Раскольников и Разумихин идут к Пульхерии
Александровне и Дуне. Разумихин возмущен тем, что Порфирий Петрович и
Заметов подозревают в убийстве Раскольникова. Уже при подходе к
гостинице Раскольникову приходит в голову тревожная мысль. Он быстро
идет домой, запирает дверь и тщательно обшаривает дыру за обоями - не
осталось ли там чего. Ничего нет. Он выходит во двор и видит: дворник
указывает рукой на него какому-то по-мещански одетому человеку.
Раскольников подходит к дворнику. Мещанин молча удаляется. Раскольников
догоняет его и спрашивает, что все это значит. Человек поднимает на
него глаза и говорит тихо и отчетливо: “Убивец!”
Раскольников не отстает от незнакомца; тот
снова называет его убийцей. Раскольников застывает на месте; на
дрожащих ногах он возвращается в свою каморку и ложится. Мысли его
путаются. Очнувшись, он размышляет, что за человек это был. Он
презирает себя за слабость, он должен был заранее знать, как ему будет
тяжело. “Старушонка вздор! ...не в ней дело! ...Я переступить поскорее
хотел... я не человека убил, я принцип убил! ... А переступить-то не
переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить.
...Эстетическая я вошь, и больше ничего...” - думает Раскольников. Он
был обязан заранее знать, что с ним будет после преступления... да он и
знал это! Те, другие люди, сделаны не так, как он: “настоящий властелин...
громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона
людей в московском походе...”, и ему же после смерти ставят памятники.
Значит, им все разрешается. А ему нет. Он хотел помочь матери и сестре,
целый месяц убеждал себя, что идет на преступление ради благой цели,
жертвой выбрал самую гадкую старуху, и что же? Он мучается и презирает
себя: так ему и надо. Если он “тварь дрожащая”, то его удел -
повиноваться и не желать большего, не его это дело. В душе
Раскольникова поднимается ненависть ко всем и одновременно любовь к
“бедным, кротким, милым” - к Лизавете, которую он убил, к матери, к
Соне... Он понимает, что в какую-то минуту “с него станется” рассказать
все матери... Раскольников засыпает и видит страшный сон: мещанин
заманивает его в квартиру старухи, а та, живая, прячется там в углу. Он
снова бьет ее топором - а она смеется. Он бросается бежать - а его уже
поджидают люди. Раскольников в ужасе просыпается и видит на пороге
незнакомца. Это Аркадий Иванович Свидригайлов.
/ Меню / Вверх /