Мастер и Маргарита
/ Меню / Вверх /
Глава 7. Нехорошая квартира.
На следующее утро Степа Лиходеев не согласился бы встать с постели
даже под угрозой расстрела. В голове гудел тяжелый колокол, под
закрытыми веками плавали коричневые пятна, тошнило. Степа старался хоть
что-нибудь вспомнить, но припоминалось только одно - кажется, вчера он
стоял неизвестно где и пытался поцеловать какую-то даму и напрашивался
к ней в гости сегодня в двенадцать часов. И это еще не все. Степа никак
не мог сообразить, где он находится. С трудом разлепив веки левого
глаза, он увидел трюмо и понял, что лежит в собственной постели.
"Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся
утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с
покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном
на Садовой улице". Квартира эта, № 50, пользовалась странной
репутацией.
Еще два года назад она принадлежала вдове ювелира де Фужере. Три
комнаты из пяти вдова сдавала жильцам, одного из которых звали,
кажется, Беломут а второго - уже не припомнить. И вот два года назад
люди из этой квартиры стали исчезать. Однажды пришел милиционер, сказал
тому, безымянному что его вызывают в отделение милиции в чем-то
расписаться - и с тех пор не видели ни того ни другого. Второй жилец
исчез в понедельник, а в среду как сквозь землю провалился Беломут - за
ним заехала машина, чтобы отвезти на службу - и с концами. Мадам
Беломут была в горе и отчаянии. В ту же ночь хозяйка, вернувшись с
домработницей своей Анфисой с дачи, куда почему-то спешно поехала, не
обнаружила в квартире гражданки Беломут. Но этого мало: двери обеих
комнат, которые занимали супруги Беломут, оказались опечатанными. Анну
Францевну одолела бессонница. На третий день она спешно уехала на
дачу... и не вернулась Анфиса, оставшись одна, поплакала и легла спать
во втором часу ночи. Что с ней было дальше, неизвестно, но утром Анфисы
уже не было.
Квартира простояла пустой и запечатанной только неделю, а затем в
нее вселились покойный Берлиоз с супругой и Степа, тоже с супругой. И у
них началось черт знает что - в течение одного месяца пропали обе
супруги. Но не бесследно. Их вроде бы видели, одну в Харькове, а другую
на Божедомке.
Степа страдал. Он попытался позвать на помощь Мишу, ответа, как вы
понимаете, не получил. Надо было вставать, хотя это было нечеловечески
трудно Степа с трудом приоткрыл глаза и увидел себя в трюмо в самом
жутком виде А рядом в зеркале увидел неизвестного человека в черном.
Степа опустился на кровать, таращась на незнакомца. Тот поздоровался.
Наступила пауза, после которой Степа с величайшим усилием спросил: "Что
вам угодно?" Незнакомец объяснил, что Степа сам назначил ему свидание
на десять часов утра и вот уже час, как он дожидается его пробуждения
Сначала надо привести Степу в нормальный вид. Степа вдруг увидел
маленький столик, а на нем белый хлеб, паюсную икру в вазочке, белые
маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водку
в объемистом графинчике. И вот в глазах просветлело и что-то стало
вспоминаться Но только не незнакомец. Тот объяснил ему все сам. Он -
профессор черной магии Воланд, вчера приехал из-за границы в Москву,
тут же явился к Степе и предложил свои гастроли в варьете. Степа
согласовал вопрос с Московской областной зрелищной комиссией и подписал
контракт с профессором на семь выступлений. Условились, что
Воланд придет сегодя к Степе в десять часов... Придя, встретил
домработницу Груню, которая сказала что Берлиоза дома нет, а Степана
Богдановича пусть будит сам. Увидев состояние спящего, он послал Груню
за водкой н закуской. Степе захотелось взглянуть на контракт. Он был в
порядке, с подписью самого Степы. Стояла и косая надпись сбоку рукою
финдиректора Римского с разрешением выдать артисту Воланду десять тысяч
рублей аванса. Мало того - он уже успел эти деньги получить! Степа
сказал, что ему надо на минуту отлучиться, и побежал в переднюю к
телефону. Груни не было, а на ручке двери в кабинет Берлиоза он увидел
сургучную печать на веревке. Значит, тот что-то натворил, а ведь он,
Степа, вел с ним порой сомнительные разговоры, ну не очень чтобы
сомнительные, но лучше было бы таких разговоров не затевать. Но
горевать было некогда. Степа позвонил финдиректору Варьете Римскому, и
тот сообщил, что афиши сейчас будут готовы. Поворачиваясь от телефона,
Степа увидел в немытом зеркале передней какого-то странного субъекта -
длинного, как жердь, и в пенсне. Тот мелькнул и пропал, а за ним в
зеркале прошел огромный черный кот. У Степы оборвалось сердце, он
пошатнулся. Он прокричал Груне, что за коты тут шляются, но Воланд
сказал из спальни, что кот это его, а Груни нет - он отослал ее в
Воронеж, на родину. Растерянный Степа застал в спальне целую компанию -
во втором кресле сидел тот самый длинный с усами-перышками и с
единственным стеклышком в пенсне, а на пуфе развалился в развязной позе
жутких размеров кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой с
нацепленным на нее грибочком в другой.
У Степы потемнело в глазах, он ухватился за притолоку. Воланд
заявил, что это его свита, а свите требуется место, так что кое-кто
здесь лишний в квартире. И ему кажется, что это Степа. И тут случилось
еще одно событие, от которого Степа сполз на пол, царапая притолоку.
Прямо из зеркала вышел "маленький, но необыкновенно широкоплечий, в
котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того
невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий". "Я вообще
не понимаю, как он попал в директора, - сказал он гнусаво. - он такой
же директор, как я архиерей!.. Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем
чертям из Москвы?" "Брысь!" - вдруг рявкнул кот, вздыбив шерсть.
Спальня завертелась вокруг Степы, он ударился о притолоку головой и,
теряя сознание, подумал: "Я умираю..."
Но он не умер. Он оказался в Ялте. Узнав это, Степа упал в обморок.
/ Меню / Вверх /