Мастер и Маргарита
/ Меню / Вверх /
Глава 32. Прощение и вечный приют.
"Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы
над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал
перед.смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный
груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает
туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки
смерти, зная, что только она одна успокоит его.
Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, сорвав их
с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая ветром,
открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей
цели. Вряд ли она узнала теперь Коровьева-Фагота, самозваного
переводчика при таинственном консультанте, в том, кто теперь летел
непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На
месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под
именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью
повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся
лицом. Он уперся подбородком в грудь, думал о чем-то своем. "Почему он
так изменился?" - спросила тихо Марго под свист ветра у Воланда. Тот
рассказал, что этот рыцарь когда-то неудачно пошутил о свете и тьме, и
после этого ему пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели он
предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой
счет оплатил и закрыл!
Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и
расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя
тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом,
какой существовал когда-либо в мире. Теперь он притих и летел
беззвучно.
Воланд летел в своем настоящем обличье. "Так летели они долго,
пока и сама местность внизу не стала меняться. Воланд осадил коня на
каменистой безрадостной плоской вершине, и дальше всадники двинулись
шагом. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро
разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего
человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в
размышление", так что всадники, не тревожа его, приблизились к нему.
Маргарита увидела при свете луны, что сидящий потирает свои руки и
вперяет свои словно незрячие глаза в диск луны. Рядом с тяжелым
каменным креслом лежала темная, громадная остроухая собака и так же,
как и хозяин, беспокойно глядела на луну. Всадники остановили своих
коней. "Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд, поворачиваясь к
мастеру, - и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так
вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит
он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, его терзает
бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку.
Если верно, что трусость - самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в
нем не виновата. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь
того, кого он любит". - "Что он говорит?" - спросила Маргарита с
состраданием. "Он говорит одно и то же - что у него плохая должность. А
когда спит, то видит одно и то же - лунную дорожку, и хочет пойти по
ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он
утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа
весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не
удается, и к нему никто не приходит. Тогда ему приходится разговаривать
самому с собой. Он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит
свое бессмертие и неслыханную славу. Он охотно поменялся бы с бродягой
Левием Матвеем". - "Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не
слишком ли это много?" - "Повторяется история с Фридой?" - спросил
Воланд. "Отпустите его!" - вдруг пронзительно крикнула Маргарита так,
как когда-то кричала, когда была ведьмой. Воланд засмеялся. Тут он
опять повернулся к мастеру и сказал: "Ну что же, теперь ваш роман вы
можете кончить одною фразой!" Мастер как будто бы этого ждал, пока
стоял неподвижно, глядя на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором
и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:
"Свободен! Свободен! Он ждет тебя!" Горы рухнули от этого крика,
осталась только площадка с каменным креслом. Над черной бездной, в
которую ушли стены, загорелся необъятный город с пышно разросшимся за
много тысяч лун садом. Прямо к этому саду протянулась долгожданная
прокуратором лунная дорожка, и первым по ней кинулся бежать остроухий
пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и
что-то прокричал хриплым голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он
или смеется и что он кричит. Видно было только, что вслед за псом по
лунной дороге стремительно побежал и он.
"Мне туда, за ним?" - спросил беспокойно мастер. На что Воланд
ответил, что не стоит гнаться по следам того, что уже окончено. Тут он
повернулся к Маргарите: "Маргарита Николаевна! Нельзя не поверить в то,
что вы старались выдумать для мастера наилучшее будущее, но, право, то,
что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же, - еще лучше".
Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и он погас. "И там тоже, -
Воланд указал мастеру назад, - что делать вам в подвальчике? Зачем?
Неужто вы не хотите гулять со своею подругой под вишнями, а вечером
слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при
свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над
ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда,
туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они
потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге,
мастер, по этой. Прощайте! Мне пора". - "Прощайте!" - одним криком
ответили Воланду Маргарита и мастер. Тогда черный Воланд, не разбирая
никакой дороги, кинулся в провал, и вслед за ним, шумя, обрушилась его
свита. Вокруг не стало ничего - ни скал, ни площадки, ни Ершалайма, ни
черных коней. Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет. Мастер шел
со своей подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый
мшистый мостик. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только
что отпустил им созданного героя.
/ Меню / Вверх /