Мастер и Маргарита
/ Меню / Вверх /
Глава 12. Черная магия и ее разоблачение.
Первое отделение состояло из выступления семьи велосипедистов
Джулли. Григорий Данилович Римский сидел в своем кабинете и кусал
губы. К необыкновенному исчезновению Лиходеева присоединилось
совершенно непредвиденное исчезновение администратора Варенухи.
Оказалось, к тому же, что телефоны в Варьете не работают. Курьер
сообщил о прибытии иностранного артиста. Финдиректора почему-то
передернуло, и мрачный, как туча, он отправился принимать гастролера,
потому что больше было некому.
"Прибывшая знаменитость поразила всех своим невиданным по длине
фраком дивного покроя и тем, что явилась в черной полумаске. Но
удивительнее всего были двое спутников черного мага: длинный клетчатый
в треснувшем пенсне и черный жирный кот, который, войдя в уборную на
задних лапах, совершенно непринужденно сел на диван..." В ответ на
вопрос Римского, где аппаратура артиста, помощник мага проверещал, что
аппаратура всегда при них. Повертев перед глазами Римского узловатыми
пальцами, он внезапно вытащил из-за уха у кота золотые часы Римского с
цепочкой, бывшие до того у финдиректора в жилетном кармане. Кот
проделал фокус еще почище. Он, поднявшись с дивана, на задних лапах
подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из
графина, налил воды в стакан, выпил ее, водрузил пробку на место и
гримировальной тряпкой вытер усы. Прозвенел третий звонок, и все
повалили из уборной вон.
Погас свет в зале, осветилась рампа, перед публикой предстал
знакомый всей Москве конферансье Жорж Бенгальский - "полный, веселый
как дитя человек с бритым лицом, в помятом фраке и несвежем белье". Он
отпустил банальнейшую шутку, прошедшую в молчании публики, и объявил о
выступлении знаменитого иностранного артиста мосье Воланда с сеансом
черной магии. Далее он заявил, что самое интересное не столько сама
магия, сколько ее разоблачение, и поскольку "мы все как один и за
технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!". Выход
мага с его длинным помощником и котом, шедшим на задних лапах, очень
понравился публике. Маг потребовал кресло, и оно тут же появилось
неизвестно откуда. Последовал не очень толковый (с неумным
вмешательством со стороны Бенгальского) разговор мага с
Фаготом-Коровьевым, затем фокус с картами, исполненный Фаготом и котом.
Публика была в восторге. Фагот тыкнул пальцем в партер и объявил, что
колода находится в кармане у такого-то вместе с трехрублевкой и
повесткой в суд по делу об уплате алиментов. Там она и оказалась, и
Фагот оставил ее ему на память. Тут кто-то
прокричал с галерки, что это старая штука, они все из одной
компании. Фагот тут же объявил, что колода в кармане у кричавшего. И
оказались это не карты, а червонцы! Какой-то толстяк в середине партера
попросил сыграть и с ним в такую колоду. "Авек плезир! - отозвался
Фагот, - но почему же с вами одними? Все примут горячее участие! Прошу
глядеть вверх!" Он бабахнул из пистолета, и из-под купола посыпались в
зал белые бумажки. Денежный дождь все густел. Зрители кинулись их
ловить, дело дошло до схваток, мордобоя и выводов из зала. Атмосфера
накалялась, но Фагот внезапно прекратил этот денежный дождь, дунув в
воздух. И тут вмешался Бенгальский. Он заявил, что это был случай так
называемого массового гипноза, чисто научный опыт. Сейчас эти, якобы
денежные, бумажки исчезнут. Он зааплодировал - но больше ни единый
человек в зале. Наступило полное молчание, прерванное Фаготом: "Это
опять-таки случай так называемого вранья, - объявил.он... - бумажки,
граждане, настоящие! Между прочим, этот, - Фагот указал на
Бенгальского, - мне надоел... Что бы нам такое с ним сделать?" Суровый
голос на галерке предложил оторвать ему голову. Идея Фаготу
понравилась. "Бегемот! - закричал он коту, - делай!" И произошло
невиданное. Кот махнул, как пантера, на грудь Бенгальскому, а оттуда
перескочил на голову и в два поворота сорвал ее с шеи. Зал взорвался
криками ужаса. Кот передал голову Фаготу и... грозно спросил: "Ты
будешь в дальнейшем молоть всякую чушь?" - "Не буду больше!" -
прохрипела голова. В зале гремели крики: "Простить! Простить!"
Замаскированный маг громко приказал: "Наденьте голову". Кот нахлобучил
голову на шею, даже шрама не осталось. Фагот поднял сидящего
Бенгальского на ноги, сунул ему в карман пачку червонцев и выпроводил
со сцены. Конферансье увезли на машине "скорой помощи", но публика
этого совершенно не заметила. Фагот развернул на сцене нечто
необычайное. Он открыл дамский магазин - с персидскими коврами на полу,
с громадными зеркалами, с витринами, в которых было множество парижских
женских платьев, сотни дамских шляп, сотни же туфель, с гранеными
флаконами и тюбиками губной помады. Черт знает откуда взявшаяся рыжая
девица в черном туалете, со шрамом на шее, стояла, улыбаясь, у витрин.
Фагот принялся приглашать желающих выбрать себе то, что понравится.
Наконец нашлась одна смелая брюнетка, которая выбрала себе туфли и
платье, зашла за занавеску, и когда появилась снова, партер ахнул — так
она была хороша. Тут зрительницы ринулись к сцене, исчезали за
занавеской и появлялись преображенными. Фагот объявил, что магазин
закрывается до завтрашнего вечера через одну минуту. Женщины в панике
хватали что попало. Ровно через минуту грянул пистолетный выстрел, все
исчезло. Последней исчезла гора старых платьев и обуви. Сцена снова
стала пуста и строга.
Из ложи № 2 послышался приятный и настойчивый баритон, которому
хотелось разоблачения фокусов с денежными бумажками и особенно
возвращения Бенгальского на сцену. Говорил почетный гость вечера
Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель Акустической комиссии
московских театров. Он сидел в ложе с супругой и с дальней
родственницей, начинающей актрисой, приехавшей из Саратова и
проживавшей в квартире Аркадия Аполлоновича и его супруги. Началась
небольшая перепалка между Фаготом, по мнению которого публика вроде бы
не требовала никаких разоблачений, и Семплеяровым. В конце концов Фагот
заявил, что, так и быть, произойдет разоблачение. Разоблачил он самого
Семплеярова, который вчера вечером был якобы на заседании Акустической
комиссии, а на самом деле пребывал в гостях у артистки Милици Андреевны
Покобатько, где пробыл около четырех часов. Молодая родственница
Аркадия Аполлоновича истерически расхохоталась. Она поняла теперь,
почему роль Луизы досталась не ей. Внезапно размахнувшись зонтиком, она
ударила Аркадия Аполлоновича по голове. В этот момент кот подскочил к
рампе и рявкнул на весь театр человеческим голосом: "Сеанс окончен!
Маэстро! Урежьте марш!" "Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в
том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не
грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота,
урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей
марш". В Варьете началось столпотворение вавилонское. Слышались хохот и
бешеные крики. Тем временем сцена опустела, и Фагот, равно как и наглый
котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг.
/ Меню / Вверх /