Каменный гость
/ Меню / Вверх /
Сцена первая.
Дон Гуан и Лепорелло.
Всадники добрались до Мадрида и ждут темноты, чтобы пробраться в город
неузнанными. Дон Гуан хвастливо заявляет:
Что за беда, хоть и узнают.
Только б
Не встретился мне сам король.
А впрочем,
Я никого в Мадрите не боюсь.
Ему надоело в ссылке, где он едва не умер со скуки. Дон Гуан вспоминает
своих возлюбленных. “А живы будем, будут и другие”, - говорит
Лепорелло. Теперь же Дон Гуан стремится к Лауре, одной из многих.
Ожидая темноты в Антоньевом монастыре, он узнает от монаха, что сюда
является Допа Анна, жена убитого им командора, поплакать на могиле
мужа. Он решил познакомиться с вдовой, а пока спешит к Лауре.
Сцена вторая.
Комната. Ужин у Лауры.
Лаура поет, ее поклонники очарованы пением. Она исполняет песню,
сочиненную Доном Гуаном. Дон Карлос раздражен: его брат убит Доном
Гуаном. Кавалер ругает Лауру и ее любовника, та резко отвечает, но
потом молодые люди мирятся, понимая бессмысленность их ссоры. Гости
расходятся, Лаура оставляет у себя Дона Карлоса. Он интересуется, что
будет делать Лаура, когда красота ее пройдет? Но Лаура легкомысленна и
не хочет об этом задумываться:
“Тогда? Зачем
Об этом думать? что за разговор?”
Внезапно появляется Дон Гуан и гонит Дона Карлоса, тот
узнает обидчика и вызывает его на дуэль. Дон Гуан согласен “убить”
кавалера завтра, но Дон Карлос настаивает на немедленном поединке и
вскоре падает сраженный. Лаура возмущена убийством в ее доме. Дон Гуан
обещает:
Оставь его: перед рассветом, рано,
Я вынесу его под епанчою
И положу на перекрестке.
Сцена третья.
Памятник командора.
Дон Гуан прячется в монастыре, вблизи памятника командору, наблюдая за
Доной Анной. Он в одеянии монаха, чтобы женщина не дичилась его. Вдова
предлагает ему помолиться вместе с ней, он возражает, что недостоин
такой чести:
“Я не дерзну порочными устами
Мольбу святую вашу повторять...”,
и признается Доне Анне, что не монах, а страстно
влюбленный в нее. Женщина не желает слушать эти речи, они искушают ее
при гробе мужа.
Тогда Дон Гуан напрашивается на свидание в доме Доны Анны, она
соглашается. Дон Гуан счастлив, он приказывает слуге позвать командора.
Лепорелло трусит, ему кажется, что в ответ на приглашение статуя
кивнула. Дон Гуан не верит и сам решает обратиться к статуе, трусит,
видя кивок командора.
Сцена четвертая.
Комната Доны Анны.
Дона Анна, не зная, что перед ней убийца мужа, беседует с Доном Гуаном,
назвавшимся Диего. Она вышла замуж за богатого Дона Альвару по приказу
матери. Дон Гуан клянется ей в страстной любви, вдове грешно слушать
эти речи:
“Диего, перестаньте: я грешу,
Вас слушая, - мне вас любить нельзя,
Вдова должна и гробу быть верна”.
Дон Диего не хочет лгать любимой женщине,
он открывает ей свое имя: “Я Дон Гуан, и я тебя
люблю”. Дона Анна удивлена. Дон Гуан говорит, что молва описывала его
злодеем, и, быть может, это и так, однако
“... Я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель...”.
Он вымаливает прощение Доны Анны,
надеясь на продолжение свиданий, но входит приглашенный командор.
...О, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти - пусти мне руку...
Я гибну - кончено - о Дона Анна!
/ Меню / Вверх /