Гранатовый браслет
/ Меню / Вверх /
Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, уже какое-то время
жила вместе с мужем на даче, потому что шел ремонт их городской
квартиры. Сегодня был день ее именин, а потому должны были приехать
гости. Первой появилась сестра Веры - Анна Николаевна Фриессе, бывшая
замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ничего не
делал, но числился при каком-то благотворительном обществе и имел
звание камер-юнкера. Должен приехать дедушка, генерал Аносов, которого
сестры очень любят. Гости стали съезжаться после пяти часов. Среди них
знаменитая пианистка Женни Рейтер, подруга княгини Веры по Смольному
институту, муж Анны привез с собой профессора Спешникова и местного
вице-губернатора фон Зекка. С князем Василием Львовичем приезжает его
вдовая сестра Людмила Львовна. Обед проходит очень весело, все давно и
хорошо знакомы друг с другом.
Вера Николаевна вдруг заметила, что гостей - тринадцать. Это ее
немного испугало. Все сели играть в покер. Вере играть не хотелось, и
она направилась было на террасу, где накрывали к чаю, когда ее с
несколько таинственным видом поманила из гостиной горничная. Она
вручила ей пакет, который полчаса назад принес посыльный.
Вера раскрыла пакет - под бумагой оказался небольшой ювелирный
футляр красного плюша. В нем был овальный золотой браслет, а внутри его
- бережно сложенная записка. Она развернула ее. Почерк показался ей
знакомым. Она, отложив записку, решила посмотреть сначала браслет. “Он
был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны
весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными
гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то
старинный маленький зеленый камешек, пять прекрасных
гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным
движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки,
то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг
загорелись прелестные густо-красные живые огни”. Затем она прочла
строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическим почерком. Это
было поздравление с днем Ангела. Автор сообщал, что этот браслет
принадлежал его прабабке, затем его носила его покойная матушка.
Камешек посередине - это весьма редкий сорт граната - зеленый гранат.
Дальше он писал: “По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье,
он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и
отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной
смерти... Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о
моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался
писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во
мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская
преданность...” “Показать Васе или не показать? И если показать - то
когда? Сейчас или после гостей? Нет, уж лучше после - теперь не только
этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним”, - раздумывала Вера
и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри
пяти гранатов.
Между тем вечер шел своим чередом. Князь Василий Львович показывал
своей сестре, Аносову и шурину домашний юмористический альбом с
собственноручными рисунками. Их смех привлек всех остальных. Там была
повесть: “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. “Лучше не нужно”, -
сказала Вера, тихо дотронувшись до плеча мужа. Но тот или не расслышал,
или не придал значения. Он юмористически пересказывает старые письма
человека, влюбленного в Веру. Тот писал их, когда она еще не была
замужем. Автора князь Василий называет телеграфистом. Муж все говорит и
говорит...
“Господа, кто хочет чаю?” - спросила Вера Николаевна.
Генерал Аносов рассказывает крестницам о любви, которая у него была
в молодости в Болгарии с одной болгарочкой. Когда же войскам пришло
время уходить, они дали друг другу клятву в вечной взаимной любви и
простились навсегда. “И все?” - спросила разочарованно Людмила Львовна.
Позже, когда гости почти все разошлись, Вера, провожая дедушку,
тихо сказала мужу: “Поди посмотри... там у меня в столе, в ящичке,
лежит красный футляр, а в нем письмо. Прочитай его”.
Было так темно, что приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу.
Генерал вел под руку Веру. “Смешная эта Людмила Львовна, - вдруг
заговорил он, точно продолжая вслух течение своих мыслей. - А я хочу
сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей
любви. Да и в мое время не видел!” Женитьба, по его мнению, ничего не
значит. “Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак
несчастливым?” - спросила Вера. Аносов долго молчал. Потом протянул
неохотно: “Ну, хорошо... скажем - исключение”. Почему люди женятся? Что
до женщин, то боятся остаться в девках, хотят быть хозяйкой, дамой,
самостоятельной... У мужчин другие мотивы. Усталость от холостой жизни,
от беспорядка в доме, от трактирных обедов... Опять же, мысль о
детях... Бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь
бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? “Постой, постой,
Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его
люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет
его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я
говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие
жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. “Вы
видели когда-нибудь такую любовь, дедушка?” “Нет, - ответил старик
решительно. — Я, правда, знаю два случая похожих... В одном полку нашей
дивизии... была жена полкового командира... Костлявая, рыжая,
худущая... Вдобавок, морфинистка. И вот однажды, осенью, присылают к
ним в полк новоиспеченного прапорщика... только что из военного
училища.
Через месяц эта старая лошадь совсем овладела им. Он паж, он
слуга, он раб... К рождеству он ей уже надоел. Она вернулась к одной из
своих прежних... пассий. А он не мог. Ходит за ней, как привидение.
Измучился весь, исхудал, почернел...
И вот однажды весной устроили они в полку какую-то маевку или
пикник... Обратно возвращались ночью пешком по полотну железной дороги.
Вдруг навстречу им идет товарный поезд... она вдруг шепчет на ухо
прапорщику: “Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если я вам
прикажу - вы, наверное, под поезд не броситесь”. А он, ни слова не
ответив, бегом - и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал... так бы
его аккуратно пополам и перерезало. Но какой-то идиот вздумал его
удерживать и отталкивать. Да не осилил. Прапорщик, как уцепился руками
за рельсы, так ему обе кисти и оттяпало... И пропал человек... самым
подлым образом...”
Генерал рассказывает еще один случай. Когда полк отправлялся на
войну и уже поезд тронулся, жена громко крикнула мужу: “Помни же,
береги Володю "своего любовника"! Если что-нибудь с ним случится
- уйду из дома и никогда не вернусь. И детей заберу”. На фронте этот
капитан, храбрый солдат, ухаживал за этим трусом и лодырем Вишняковым,
как нянька, как мать. Все обрадовались, когда узнали, что Вишняков
скончался в госпитале от тифа...
Генерал спрашивает Веру, что это за история с телеграфистом. Вера
рассказала подробно о каком-то безумце, который начал преследовать ее
своею любовью еще за два года до ее замужества. Она его ни разу не
видела и не знает его фамилии. Подписывался он Г. С. Ж. Однажды
обмолвился, что служит в каком-то казенном учреждении маленьким
чиновником, - о телеграфе он не упоминал ни слова. Наверное, он
постоянно следил за ней, потому что в своих письмах точно указывал, где
она бывала по вечерам... и как была одета. Сначала его письма были
несколько вульгарны, хотя и вполне целомудренны. Но однажды Вера
написала ему, чтобы он больше ей не надоедал. С тех пор он стал
ограничиваться поздравлениями по праздникам. Княгиня Вера рассказала о
браслете и о странном письме своего таинственного обожателя. “Да-а, -
протянул генерал наконец. - Может быть, это просто ненормальный
малый... а... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла
именно такая любовь...”
Брат Веры Николай и Василий Львович обеспокоены тем, что
неизвестный похвастается кому-нибудь, что от него принимает подарки
княгиня Вера Николаевна Шеина, пришлет потом еще что-нибудь, затем
сядет за растрату, а князья Шеины будут вызваны как свидетели'...
Решили, что его надо разыскать, вернуть браслет и прочесть нотацию.
“Мне почему-то стало жалко этого несчастного”, - нерешительно сказала
Вера.
Муж и брат Веры находят нужную квартиру на восьмом этаже,
поднявшись по грязной, заплеванной лестнице. Обитатель комнаты Желтков
был человек “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами
и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно
быть, было около тридцати, тридцати .пяти”. Он молча принимает обратно
свой браслет, извиняется за свое поведение. Узнав, что господа
собирались обращаться к помощи власти, Желтков рассмеялся, сел на диван
и закурил. “Сейчас настала самая тяжелая минута в моей жизни. И я
должен, князь, говорить с вами вне всяких условностей... Вы меня
выслушаете?” “Слушаю” , - сказал Шеин. Желтков говорит, что любит жену
Шеина. Ему трудно это сказать, но семь лет безнадежной и вежливой любви
дают ему это право. Он знает, что не в силах разлюбить ее никогда.
Оборвать это его чувство они не могут ничем, разве что смертью. Желтков
просит позволения поговорить по телефону с княгиней Верой Николаевной.
Он передаст им содержание разговора.
Он вернулся через десять минут. Глаза его блестели и были глубоки,
как будто наполнены непролитыми слезами. “Я готов, - сказал он, - и
завтра вы обо мне ничего не услышите. Я как будто бы умер для вас. Но
одно условие - это я вам говорю, князь Василий Львович, -
видите ли, я растратил казенные деньги, и мне как-никак приходится из
этого города бежать. Вы позволите мне написать еще последнее письмо
княгине Вере Николаевне?” Шеин разрешает.
Вечером на даче Василий Львович подробно рассказал жене о свидании
с Желтковым. Он как будто чувствовал себя обязанным это сделать. Ночью
Вера говорит: “Я знаю, что этот человек убьет себя”.
Вера никогда не читала газет, но в этот день почему-то развернула
как раз тот лист и натолкнулась на тот столбец, где сообщалось о
самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова. Целый день
она ходила по цветнику и по фруктовому саду и думала о человеке,
которого она никогда не видела. Может быть, это и была та настоящая,
самоотверженная, истинная любовь, о которой говорил дедушка? В шесть
часов почтальон принес письмо Желткова. Он писал так: “Я не виноват,
Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное
счастье, любовь к Вам... для меня вся жизнь заключается только в Вас...
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я
проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь,
которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить...
Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя твое”. Восемь
лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду
я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на
нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни
человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся
красота земли...
Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне
вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... сыграйте или прикажите
сыграть сонату D-dur № 2, ор. 2...
Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит
Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.”.
Вера едет туда, где жил Желтков. Хозяйка квартиры рассказывает,
какой это был чудный человек. О браслете она говорит, что перед тем как
написать письмо, он пришел к ней и попросил повесить браслет на икону.
Вера входит в комнату, где лежит на столе Желтков: “Глубокая важность
была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как
будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и
сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь... Вера...
положила ему под шею цветок. В эту секунду она поняла, что та любовь, о
которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее... И, раздвинув в обе
стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и
поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем”.
Перед уходом Веры хозяйка говорит, что Желтков перед смертью просил,
что если какая-нибудь дама придет поглядеть на него, то сказать ей, что
у Бетховена самое лучшее произведение... она показала название,
написанное на бумажке.
Вернувшись домой поздно, Вера Николаевна обрадовалась, что ни
мужа, ни брата нет дома. Зато ее ждала Женни Рейтер, и она попросила ее
сыграть что-нибудь для нее. Она почти ни одной секунды не сомневалась,
что Женни сыграет то самое место из второй сонаты, о котором просил
этот мертвец с нелепой фамилией Желтков. Так оно и было. Она узнала с
первых же аккордов это произведение. И в уме ее слагались слова. Они
так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты,
которые кончались словами: “Да святится имя твое.
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки.
Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние
воспоминания... Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе.
Да святится имя твое". Княгиня
Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала... И в это время
удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала:
“Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь?
Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой.
Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг
друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?..
Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко...” Вера,
вся в слезах, говорила: “Нет, нет, он меня простил теперь. Все хорошо”.
/ Меню / Вверх /